Охлаждающая жидкость - ее виды и характеристики

Охлаждающая жидкость - ее виды и характеристики

Охлаждающая жидкость – вещество, выступающее в качестве охлаждения двигателя в системе внутреннего сгорания и других механизмах, и устройствах, а также для функционирования большинства промышленных теплообменных аппаратов.

Чаще всего, когда говорят об охлаждающих жидкостях, имеют в виду жидкость для автомобиля – антифриз или тосол.

Охлаждающие жидкости для автомобильных двигателей могут доставляться в виде готовых к использованию составов или в форме концентратов, которые перед заливкой в систему смешиваются с водой в заданной производителем пропорции.

Главная задача охлаждающей жидкости для автомобилей является отвод или передача тепла от одних элементов системы к другим. С ее помощью осуществляется контроль и управление рабочей температурой деталей и элементов машин.

Жидкость охлаждающая нужна для выполнения сразу ряда задач:

  • Охлаждение двигателя автомобиля;
  • Охлаждение гидравлической жидкости, находящейся в автоматических коробках передач;
  • Смазка водяного насоса двигателя, через который протекает охлаждающая жидкость;
  • Обогрев двигателя в зимнюю непогоду;
  • Отопление и обогрев салона в холодное время года.

Компания «Savia» осуществляет производство и оптовую продажу охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, которые широко востребованы в разных отраслях промышленности. Надо сразу отметить, что единой классификации по составу охлаждающей жидкости, по ее свойствам или другим критериям на настоящей момент не имеется. Однако, классификация, которую предложил немецкий автоконцерн Фольксваген, стала очень популярной не только для этого производителя, но и для большинства остальных европейских изготовителей автомобилей и антифризов. Важно ориентироваться на технологические условия конкретного продукта отдельного производителя охлаждающих жидкостей. Охлаждающие жидкости согласно этой классификации, принято делить на пять классов:

  • G11. Бюджетные составы на основе этиленгликоля и силикатных присадок, создающих на стенках системы пленку, защищающую от возникновения коррозии и кавитации. Срок службы таких составов – 3 года эксплуатации автомобиля. Знаменитый ТОСОЛ можно отнести именно к этому классу антифризов.

В компании «Savia» представлена под маркой Тосол-АМ, из этого концентрата удобно изготовить требуемые модификации антифризов Тосол-А40М и Тосол - А65М, которые используются для дизельных или бензиновых двигателей автомобиля и других теплообменных аппаратах, работающих при низких и умеренных температурах.

Для отечественных автомобилей марок КамАЗ, МАЗ, Урал компанией производится охлаждающая жидкость «Лена» для работы в виде рабочей среды и в промышленных установках охлаждения.

  • G12. Производятся на базе этиленгликоля, но в качестве присадок вводятся органические добавки (карбоновые кислоты). Такой состав не агрессивен к меди, алюминию и другим металлам, которые являются основными конструкционными материалами систем охлаждения современных ДВС. Ингибиторы коррозии имеют высокую термостойкость, поэтому для антифризов этого класса установлен срок эксплуатации 5 лет.
  • G12+. В антифризах этого класса реализована гибридная технология минеральных и органических присадок. Минеральные – создают защитную пленку, а органические борются с коррозией в местах зарождения ее очагов. Ресурс этих жидкостей регламентируется пробегом автомобиля в 250 000 км.
  • G12++. Из составов на основе этиленгликоля этот является самым продвинутым и высококачественным, обеспечивая максимальные защитные свойства и необходимые режимы работы узлов систем охлаждения.
  • G13. Этот самый современный класс антифризов. Вместо этиленгликоля в качестве базы для этого состава использован пропиленгликоль, безопасный как для человека, так и для окружающей среды.

Важно обращать на такие особенности характеристик охлаждающих жидкостей, как температура кипения и температура начала застывания. Эти рабочие диапазоны напрямую зависят от конкретного класса продукта. Если говорить о бюджетных вариантах, то они могут закипать уже при температуре 109 градусов Цельсия. Более дорогие варианты стойко выдерживают даже высокие показатели в 125 градусов. Что касается устойчивости к минусовым температурам, антифриз обычно выдерживает даже экстремальные отрицательные значения ниже минус 40 и даже 60°С.

По категориям охлаждающие жидкости разделяются сейчас на 2 класса в зависимости от производственной технологии:

  • Основа на этиленгликоле – ASTM
  • Основа на пропиленгликоле – SAE.

Выделяют признаки для замены охлаждающей жидкости на которые стоит обратить внимание, чтобы не навредить основным системам автомобиля.

  • закончился гарантийный срок эксплуатации, заявленный заводом изготовителем и пришло время плановой замены;
  • происходят изменения температуры в контуре системы, машина начинает быстро греться и долго остывать;
  • изменение цвета антифриза и «ржавый» цвет. Если жидкость превратилась из синей/фиолетовой в коричневую или прозрачную – внутри системы уже не ОЖ, а набор не связанных компонентов и образование осадка;
  • повышение густоты жидкости в системе охлаждения. При образовании геля или густой субстанции, сильно увеличивается нагрузка на помпу, что вызывает ее ускоренный износ.

Практически каждый владелец автомобиля задавался вопросом можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Прежде чем дать ответ на вопрос, упомянем следующие моменты:

  • Только смотря на цвет при смешении ОЖ, запрещено. Нет никаких гарантий, что производитель классифицировал ОЖ именно по цвету. Скорее всего цвет подобран для облегчения поиска протечек.
  • Добавление в систему антифриза одного и того же типа разрешено.
  • При смешивании рекомендуется принимать во внимание состав расходного материала и тип присадок. Если беспечно заливать ОЖ в систему, то можно получить «микс» из присадок, которые не помогут двигателю, а выведут его из строя.
  • Мешать тосол с антифризом запрещено из-за разнородного состава. Так, отечественные ОЖ проявляют агрессивное действие на систему охлаждения из-за наличия в составе силиката. Что касается антифриза, то в нем этого элемента нет, зато имеется широкий набор других присадок.
  • Запрещено мешать антифризы, входящие в состав бессиликатной группы.
  • Если производить замену с одного элемента на другой, прежде всего нужно промыть систему с помощью специализированных составов.