Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Для чего нужна охлаждающая жидкость?

Охлаждающие жидкости – это жидкие среды, выполняющие функции передачи тепла в системах охлаждения двигателей и других агрегатах, механизмах и устройствах.

Чтобы ответить для чего нужна охлаждающая жидкость, нужно перечислить физические свойства состава и определить ключевые функции, которые возлагаются на охлаждающую жидкость:

  • Поглощение тепла, исходящего от двигателя
  • Отведение тепловой энергии путем передачи охлажденным сотам радиатора.
  • Нагревание потока воздуха, который направляется в салон с целью поддержания оптимального микроклимата
  • Защита комплектующих систем охлаждения и контактирующих поверхностей от коррозии
  • Продление срока службы некоторых узлов автомобиля

Соответствие физических свойства жидкостей охлаждающих, возможны при соблюдении следующих функций:

  • Устойчивость к замерзанию.
  • Высокая теплоёмкость и теплопроводность.
  • Максимальная температура кипения.
  • Хорошая текучесть.
  • Отсутствие самовоспламенения.
  • Отсутствие вспенивания.
  • Минимальный коэффициент расширения в объёме.
  • Защита от коррозионной активности.
  • Нейтральность к контактирующим деталям.
  • Отсутствие осадка в системе.
  • Физическая и химическая стабильность.
  • Безопасность для окружающей среды.

Компания «Savia» производит на собственной промышленной площадке антифриз от производителя в соответствие с нормами безопасности, техническими условиями и государственными стандартами.

Охлаждающая жидкость для авто передает тепло в механизмах и системах охлаждения двигателей. Это помогает поддерживать температуру, избегая перегрева двигателя и других элементов автомобиля. Жидкости не замерзают при падении температуры до 0 °C. Что гарантирует бесперебойную работу всей системы при низких температурах и предупреждает расширения в закрытом объеме. Охлаждающие жидкости характеризуются низкой температурой кипения при +110 °C. Это поможет избежать появления коррозии на стенках системы.


Простому обывателю сложно определиться в терминологии и часто они задаются вопросом в чем же разница между ТОСОЛом и антифризом?

В зарубежных странах жидкости для охлаждения двигателей автомобилей получили общее название – антифризы. Дословно это означает – незамерзающий и обозначает главное достоинство этих составов – возможность работы при отрицательных температурах. В СССР в отделе органического синтеза (ТОС) государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии такой состав был разработан. Он представлял собой смесь воды и этиленгликоля, в которую был добавлены определенные присадки. Этот состав получил название ТОСОЛ – по аббревиатуре отдела-разработчика с добавлением окончания "-ОЛ", обозначающего принадлежность жидкости к спиртам (этиленгликоль). По сути рецептура разработанного состава соответствовала рецептурам зарубежных антифризов того времени. Поэтому отличий советского антифриза от заграничных антифризов не было никаких. Тосол – это разновидность антифриза. Сейчас под названием ТОСОЛ выпускается большое количество различных продуктов, однако жесткого централизованного контроля за их составом не происходит. Каждый производитель выпускает жидкости по своим внутренним нормам и регламентам.

Принято считать, что ТОСОЛы относятся к антифризам G11 по классификации автоконцерна Фольксваген.


В компании «Savia» такой тип антифриза представлен маркой Тосол-АМ(Концентрат) производимый по ГОСТ 28084-89, это состав на основе этиленгликоля и используемый для дизельных или бензиновых автомобилей и других теплообменных аппаратов. В состав данного продукта включены специальные функциональные добавки, препятствующие образованию коррозии. На основе данного концентрата изготавливаются модификации антифризов Тосол-А40М и Тосол-А65М путем разбавления исходного концентрата дистиллированной водой в заданных соотношениях.


Еще один продукт из данной серии антифризов - охлаждающая жидкость «Лена», выпускаемая согласно ТУ 113-07-02-88 с изм. 1-6 и используемая в двигателях внутреннего сгорания большинства отечественных автомобилей марок КамАЗ, УАЗ, МАЗ, Урал для снижения температуры в охлаждающей системе. Существуют модификации данного продукта – ОЖ-40 «Лена», ОЖ-65 «Лена», ОЖ-К «Лена» (концентрат).


Возможность смешивания разных по составу охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями и стандартами автопроизводителей.

Если жидкости изготовлены по разным техническим стандартам, то компоненты таких составов могут взаимодействовать друг с другом. При этом защитные и другие полезные свойства антифризов утрачиваются.

Хотелось бы отметить, что охлаждающие жидкости одинакового цвета совершенно не обязательно будут иметь одинаковый состав. Цвет выполняет лишь функцию маркера, который позволяет различать продукты одного и того же производителя и никак не влияет на их свойства.


Ни одна охлаждающая жидкость не будет продолжительно функционировать в системе без должного мониторинга и процедур комплексного обслуживания. После продажи охлаждающих жидкостей осуществляется гарантированный сервис по контролю за качеством состава в системе теплообмена, осуществляется профилактическое обслуживание и в случае аварийных ситуаций проводятся оперативные и комплексные действия по устранению последствий.


После продолжительной эксплуатации охлаждающих жидкостей наступает время замены и утилизации, которая реализуется в случаях:

  • Истечения срока службы
  • Нарушении правил эксплуатации продукта в системе
  • Модернизации старой системы и оборудования