Охлаждающие жидкости – это жидкие среды, выполняющие функции передачи тепла в системах охлаждения двигателей и других агрегатах, механизмах и устройствах.
Чтобы ответить для чего нужна охлаждающая жидкость, нужно перечислить физические свойства состава и определить ключевые функции, которые возлагаются на охлаждающую жидкость:
- Поглощение тепла, исходящего от двигателя
- Отведение тепловой энергии путем передачи охлажденным сотам радиатора.
- Нагревание потока воздуха, который направляется в салон с целью поддержания оптимального микроклимата
- Защита комплектующих систем охлаждения и контактирующих поверхностей от коррозии
- Продление срока службы некоторых узлов автомобиля
Соответствие физических свойства жидкостей охлаждающих, возможны при соблюдении следующих функций:
- Устойчивость к замерзанию.
- Высокая теплоёмкость и теплопроводность.
- Максимальная температура кипения.
- Хорошая текучесть.
- Отсутствие самовоспламенения.
- Отсутствие вспенивания.
- Минимальный коэффициент расширения в объёме.
- Защита от коррозионной активности.
- Нейтральность к контактирующим деталям.
- Отсутствие осадка в системе.
- Физическая и химическая стабильность.
- Безопасность для окружающей среды.
Компания «Savia» производит на собственной промышленной площадке антифриз от производителя в соответствие с нормами безопасности, техническими условиями и государственными стандартами.
Охлаждающая жидкость для авто передает тепло в механизмах и системах охлаждения двигателей. Это помогает поддерживать температуру, избегая перегрева двигателя и других элементов автомобиля. Жидкости не замерзают при падении температуры до 0 °C. Что гарантирует бесперебойную работу всей системы при низких температурах и предупреждает расширения в закрытом объеме. Охлаждающие жидкости характеризуются низкой температурой кипения при +110 °C. Это поможет избежать появления коррозии на стенках системы.
Простому обывателю сложно определиться в терминологии и часто они задаются вопросом в чем же разница между ТОСОЛом и антифризом?
В зарубежных странах жидкости для охлаждения двигателей автомобилей получили общее название – антифризы. Дословно это означает – незамерзающий и обозначает главное достоинство этих составов – возможность работы при отрицательных температурах. В СССР в отделе органического синтеза (ТОС) государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии такой состав был разработан. Он представлял собой смесь воды и этиленгликоля, в которую был добавлены определенные присадки. Этот состав получил название ТОСОЛ – по аббревиатуре отдела-разработчика с добавлением окончания "-ОЛ", обозначающего принадлежность жидкости к спиртам (этиленгликоль). По сути рецептура разработанного состава соответствовала рецептурам зарубежных антифризов того времени. Поэтому отличий советского антифриза от заграничных антифризов не было никаких. Тосол – это разновидность антифриза. Сейчас под названием ТОСОЛ выпускается большое количество различных продуктов, однако жесткого централизованного контроля за их составом не происходит. Каждый производитель выпускает жидкости по своим внутренним нормам и регламентам.
Принято считать, что ТОСОЛы относятся к антифризам G11 по классификации автоконцерна Фольксваген.
В компании «Savia» такой тип антифриза представлен маркой Тосол-АМ(Концентрат) производимый по ГОСТ 28084-89, это состав на основе этиленгликоля и используемый для дизельных или бензиновых автомобилей и других теплообменных аппаратов. В состав данного продукта включены специальные функциональные добавки, препятствующие образованию коррозии. На основе данного концентрата изготавливаются модификации антифризов Тосол-А40М и Тосол-А65М путем разбавления исходного концентрата дистиллированной водой в заданных соотношениях.
Еще один продукт из данной серии антифризов - охлаждающая жидкость «Лена», выпускаемая согласно ТУ 113-07-02-88 с изм. 1-6 и используемая в двигателях внутреннего сгорания большинства отечественных автомобилей марок КамАЗ, УАЗ, МАЗ, Урал для снижения температуры в охлаждающей системе. Существуют модификации данного продукта – ОЖ-40 «Лена», ОЖ-65 «Лена», ОЖ-К «Лена» (концентрат).
Возможность смешивания разных по составу охлаждающих жидкостей определяется техническими условиями и стандартами автопроизводителей.
Если жидкости изготовлены по разным техническим стандартам, то компоненты таких составов могут взаимодействовать друг с другом. При этом защитные и другие полезные свойства антифризов утрачиваются.
Хотелось бы отметить, что охлаждающие жидкости одинакового цвета совершенно не обязательно будут иметь одинаковый состав. Цвет выполняет лишь функцию маркера, который позволяет различать продукты одного и того же производителя и никак не влияет на их свойства.
Ни одна охлаждающая жидкость не будет продолжительно функционировать в системе без должного мониторинга и процедур комплексного обслуживания. После продажи охлаждающих жидкостей осуществляется гарантированный сервис по контролю за качеством состава в системе теплообмена, осуществляется профилактическое обслуживание и в случае аварийных ситуаций проводятся оперативные и комплексные действия по устранению последствий.
После продолжительной эксплуатации охлаждающих жидкостей наступает время замены и утилизации, которая реализуется в случаях:
- Истечения срока службы
- Нарушении правил эксплуатации продукта в системе
- Модернизации старой системы и оборудования